Техосмотр автомобиля. Когда проходить техосмотр

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье мы рассмотрим что из себя представляет техосмотр автомобиля в настоящее время, насколько эта процедура важна и востребована у автомобилистов.

Напомним, что с января 2022 года в России был отменен обязательный техосмотр автомобиля для определенных категорий. Однако, многие водители все также продолжают его проходить из года в год. Почему и с чем это связано расскажем далее.

Что такое техосмотр автомобиля

Начнем с определения, что такое техосмотр автомобиля и для чего он предназначался. Под данным понятием подразумевалось ранее обязательная для всех автовладельцев, подчеркиваем «ранее обязательная», процедура, которая регламентируется законом «О техническом осмотре транспортных средств», принятым еще в 2011 году.

Суть процедуры состоит в том, что машину проверяют на наличие неисправностей, при этом в автомобиле ничего не меняют и не регулируют. Осмотр производится на специальных, аккредитованных государством, площадках (станциях технического осмотра). По результатам такой проверки оформляется диагностическая карта с уникальным номером. В такой карте отражается состояние всех важных узлов и агрегатов машины в момент проверки, а также дается заключение об исправности машины.

Что такое техосмотр автомобиля

Будучи еще маленькими детьми, вспоминаем, как наши отцы по несколько раз ездили проходить техосмотр на Москвичах, Жигулях и Волгах. Помнится, как они постоянно ворчали, что уж больно сильно инспектора придираются к состоянию машины. Однако с течением времени и подход, и само восприятие процедуры изменилось.

Мы хотим сказать, если давным-давно эта процедура действительно имела вес и значение для безопасности дорожного движения, то с течением времени она стала восприниматься как формальность. Потому что купить диагностическую карту не составляло особого труда. Поэтому большинство граждан считали данную процедуру очередной схемой по выкачиванию денег. Иными словами, если раньше было конкретное назначение и, самое главное, результат в использовании данной процедуры, то в настоящее время она полностью утратила смысл.

Почему произошла отмена техосмотра автомобиля

Потеря истинного назначения процедуры явилось основной причиной почему произошла отмена техосмотра автомобиля на законодательном уровне. Сам же процесс отмены обязательного техосмотра начался, по-нашему мнению, с отмены предоставления диагностической карты при оформлении полиса ОСАГО.

Почему произошла отмена техосмотра автомобиля

Изменения, принятые на время пандемии и периода самоизоляции, которые содержались в Федеральном законе от 25 мая 2020 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Конкретно в пункте 5 статьи 3:

В период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты.

В итоге такое послабление привело к тому, что начиная с 22 августа 2021 года при оформлении полиса ОСАГО собственнику автомобиля стало не обязательно предоставлять сведения о диагностической карте. И все же водителям не стоит забывать о возможности регрессивных требований со стороны страховых компаний. Об этом нам говорит статья 14 ФЗ «Об ОСАГО — «Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Если быть точным, то подпункт «И», пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО:

К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.

Еще до отмены обязательного технического осмотра такие случае были редкостью, потому как страховщику, помимо дорогостоящей экспертизы, нужно было доказать причинно-следственную связь неисправности с возникшим ДТП. Теперь же регрессивные требования отвязаны от наличия диагностической карты, хотя пункт в Законе остался, и привязаны к ответственности за состояние автомобиля его владельцем. Но об этом немного позже.

Так или иначе обязательный техосмотр для водителей был полностью отменен, но с рядом нюансов.

Отмена техосмотра автомобиля

Отмена техосмотра автомобиля

Как было указано в изначальном законопроекте отмена техосмотра автомобиля коснулась только транспортных средств, которые используются в личных целях. Опять же, в случае если владелец решит продать свое авто, то новому собственнику при постановке на учет необходимо будет оформить диагностическую карту, если автомобиль старше четырех лет. Подпункт 7 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления некоторых документов, в том числе диагностическую карту, срок действия которой не истек и которая содержит заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.».

В иных случаях владельцы транспортных средств, используемые их исключительно в личных целях, вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.

С содержанием Закона и изменениями Вы можете непосредственно ознакомиться, прочитав опубликованный Федеральный закон от 30.12.2021 N 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Нас же заинтересовала формулировка, которая фигурирует в третьем абзаце статьи 1 вышеупомянутого ФЗ.

Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Техосмотр для водителей: регресс и государственный контроль

Прочитав вышеуказанную формулировку, мы задались вопросом. Действительно ли отменен техосмотр для водителей?! Или, возможно, отмена техосмотра автомобиля таит в себе определенную ловушку?!

Как указано в законе, техосмотр для водителей подразумевает их право на обращение за проведением технического осмотра по своему желанию. То есть, если есть желание, милости просим на пункт технического осмотра. В тоже время, новые правила техосмотра вышеуказанным пунктом вводят разграничение. Разделяя автовладельцев на тех, у кого есть диагностическая карта, и тех, у кого ее нет.

При этом для первой категории предусмотрена преференция в виде освобождения от государственного контроля за техническим состоянием на дороге. За исключением случаев визуального обнаружения. В остальном подразумевается, что если диагностической карты нет, то инспектор ДПС имеет право осуществить тот самый государственный контроль. Получается своеобразный «техосмотр автомобиля на обочине», который может легко превратиться в форму поборов.

На этот счет сразу вспоминается статья 12.5 КоАП РФ и связанный с ней пункт в ПДД 2.3.1:

Техосмотр для водителей и государственный контроль

Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Именно водитель отвечает за техническое состояние своего автомобиля. Если же водитель начал движение на неисправной машине, что привело к аварии, он — виноват. Не выполнил правила дорожного движения и с такого водителя можно взыскать регресс. Об этом не стоит забывать ни самому водителю, ни уполномоченным сотрудникам.

Таким образом, если инспектор выявил неисправность, самым правильным выходом из ситуации будет пояснить следующее. Вы, как законопослушный владелец автомобиля, следуете на станцию технического обслуживания для устранения поломки. Это предусмотрено все тем же пунктом ПДД:

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Обобщим. Водителю, как и инспектору следует помнить, что возникновение неисправностей в дороге не предусматривает наказания. Это относится к случаям, когда водитель устраняет неисправность или направляется к месту проведения ремонтных работ.

Запомните, этот пример работает только в случае, если водитель получает замечания впервые.

При возникновении ситуации, когда должностное лицо все-таки примет решение составить протокол, Вам при подписании необходимо будет указать следующие моменты. Вы ПДД РФ не нарушали, с обвинением не согласны, так как следуете на станцию технического обслуживания для устранения неисправностей. И обязательно, не забудьте сохранить чек или квитанцию о выполненных работах. Это будет Вашим самым весомым аргументом при рассмотрения возражения или судебном разбирательстве.

Когда нужно проходить техосмотр

Восстановительный ремонт по осаго

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если не учитывать процедуру постановки автомобиля на учет, время, когда нужно проходить техосмотр, должен выбирать сам автовладелец. Потому как именно на его плечах лежит ответственность за исправное техническое состояние. В этой связи процедура техосмотра приобретает более весомое значение. Если раньше, согласно Закону, автовладелец обязан был проходить техосмотр раз в год, то теперь это остается на его усмотрение (желание).

И дело здесь не столько в наличие подтверждающего документа — диагностической карты и записи в системе РСА, а в своей собственной безопасности и безопасности своих пассажиров. Поэтому, помимо официального прохождения техосмотра с обследованием всех важных узлов и агрегатов, получения диагностической карты, автовладельцу необходимо периодически проверять свой автомобиль на наличие тех или иных неисправностей.

На этом все. Спасибо за внимание и удачи Вам на дороге!

С Вами была Ваша

Сайт Перестраховка - Блог Перестраховка -эмблема

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x