Оглавление
Доброго времени суток, уважаемые читатели. Большинство из нас каждый день посещает магазины для покупки тех или иных товаров и продуктов питания. Это может быть ежедневный поход за свежим хлебом, еженедельный заход в супермаркет за запасами или же спонтанный визит в магазин у дома за чем-то, что вдруг понадобилось. Однако, посещая магазин нужно также быть внимательным не только к срокам годности, указанным на различных товарах, но и к окружению. Порой неловкое движение может привести к порче товара, разбитой бутылке, помятой упаковке и т. д. Что делать, если случайно повредили товар в магазине? Кто заплатит за порчу товара и как можно решить подобную ситуацию, мы расскажем в данной статье.
Когда повредили товар в магазине
Ситуация, когда повредили товар в магазине, действительно, встречается довольно часто, и это порождает ряд вопросов как для продавцов, так и для покупателей. Для покупателя ключевым моментом является понимание, какие действия следует предпринять в случае, если он нечаянно повредил товар. Стоит ли говорить об этом сотрудникам магазина или попытаться скрыть факт повреждения? Каковы могут быть последствия произошедшего и какие шаги необходимо предпринять для разрешения ситуации?
С другой стороны сами продавцы должны быть готовы к подобным инцидентам и иметь четкий план действий, чтобы минимизировать потери и обеспечить хороший уровень обслуживания клиентов без создания стрессовой ситуации для последних. Немаловажной составляющей для этого является знание основ законодательства со стороны работников магазина. Данная информация поможет сориентироваться в возникших вопросах: какова ответственность магазина в случае если товар поврежден не по вине покупателя, как поступить если ущерб был причинен преднамеренно, к какими методами можно воспользоваться для решения вопроса, а какими нет.
Ответы на эти и другие вопросы помогут понять как клиенты и работники магазина могли бы эффективно и справедливо решать возникающие ситуации, связанные с порчей товара. В данном материале мы рассмотрим самую частую ситуацию, когда повредили товар в магазине непреднамеренно, случайно.
Покупки товаров в магазине
Совершая покупки товаров в магазине, многие руководствуются следующей информацией. Товарный чек, выданный за покупку — это аналог договора купли-продажи, и сам момент передачи вещи (товара) от продавца к покупателю при этом имеет ключевое значение. То есть, чек Вы получаете только после оплаты и передачи товара от продавца к покупателю. Что касается повреждения товара до момента его покупки (передачи), то взглянем на пункт 1 статьи 459 Гражданского кодекса РФ:
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Имеется в виду, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя только с того с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До момента передачи все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т. е. на продавце.
Второй момент касается заключения договора купли-продажи — выдача чека. Статья 493 Гражданского кодекса РФ:
Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
То есть, исходя из вышеуказанных норм, покупатель не должен платить за случайно разбитый товар.
Не должен платить за случайно разбитый товар
Мы не зря сделали акцент на информированности как продавцов так и покупателей. Бывают ситуации, когда продавец настойчиво заявляет, что именно покупатель обязан возместить ущерб. И назвать его требования противозаконными будет неверным. Хорошо, когда дело не доходит до угроз и взаимных оскорблений. Хотя, иногда такой напор со стороны продавца срабатывает. Ну а как иначе, у продавца есть свой интерес. В противном случае за испорченный, поврежденный товар придется платить именно ему.
Для покупателя ситуация, когда повредили товар в магазине случайно, казалось бы более выгодна, но нужно знать, что ответить на требования продавца об оплате поврежденного товара. При этом нельзя сказать, что все довольно просто. Есть свои нюансы, о которых мы поговорим далее. И начнем мы с доказательств.
Для того чтобы требования о компенсации причиненного ущерба имели более устойчивое положение, продавцу нужно доказать вину покупателя в том, что товар был поврежден умышленно. А это сделать достаточно сложно. С другой стороны, стандартная позиция покупателя такова, что он не должен платить за случайно разбитый товар. При этом обязательно делается акцент на пояснении, что товар стоял неудобно, неустойчиво, проход был затруднен, поэтому он был абсолютно случайно задет и упал и т. д. Иными словами, объяснить сотруднику магазина, что его вины в этом нет. Если же, все-таки, продавец будет продолжать настаивать, что вред причинен умышленно, то дело может перейти в судебное разбирательство. Однако, это случается очень редко.
Взыскивать ущерб через суд дело хлопотное и дорогостоящее. Особенно, когда его цена не слишком большая. Расходы на юриста, время в суде, зачастую, намного больше чем стоимость испорченного товара. Поэтому, чаще всего, магазин берет на себя эту ношу. И все же, ситуация, которую мы представили это лишь верхушка айсберга. Не всегда покупатель может избежать ответственности за поврежденный товар.
Когда покупатель обязан оплатить поврежденный товар
Да, как правило, работники магазина идут на встречу покупателю и не просят его оплатить поврежденный товар, в виде помятой коробки с печеньем, стоимостью 100 рублей, потому как в случае Вашего отказа, взыскать ущерб через суд будет стоить гораздо больше. И все же, ситуация, когда покупатель обязан оплатить поврежденный товар, действительно имеет место быть. И это совершенно законно.
С одной стороны, пока товар не оплачен и не выдан покупателю, он не несет ответственность за повреждение или гибель этого товара. Но на практике такая аргументация будет не совсем правильной. Вспомните начало статей Гражданского кодекса РФ, на которые мы ссылались выше:
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи… и Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи…
А предусмотрено законом здесь, как раз-таки, иное. Если товар не был оплачен, то и покупателем человек являться не будет. И если случайно повредили товар в магазине, то руководствоваться нужно совсем иной статьей ГК РФ. Пункт 1 статья 1064 ГК РФ гласит:
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Руководствуясь этой статьей, сотрудник магазина имеет право потребовать от Вас оплатить испорченный товар. В противном случае добиться возмещения ущерба через суд. При этом и сотрудник магазина и покупатель не должны забывать о содержании пункта 2 вышеуказанной статьи Гражданского кодекса:
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Это как раз то о чем мы говорили выше. Покупателю нужно доказать продавцу, что это не его вида в том, что товар упал с полки. В этой связи не будет лишним привести некоторые примеры:
- Если вы взяли бутылку молока в руку и уронили ее, потому что не смогли удержать, то вам придётся возместить ущерб. Но если вы подскользнулись и упали из-за того, что пол был мокрый и Вас не предупредили об этом, и из-за этого бутылка разбилась, то магазин должен взять на себя ответственность, и вам не нужно платить за испорченный товар.
- Примерно такая же ситуация с разбитым товаром при проходе между стеллажами. Покупатель не виновен в следующих случаях: если расстояние между стеллажами действительно не позволяет пройти мимо, не зацепив товар, во-вторых, когда стеллаж ненадежно установлен, шатается. В третьих, товар выставлен так, что его легко уронить (стеллаж переполнен, товар выставлен не лучшим образом), сам стеллаж содержит изъяны (недочеты), которые способствуют тому, что товар может упасть и т. д. Однако, если покупатель двигался неаккуратно, бегал между проходами или был пьян, поэтому товар упал и разбился, то это всецело вина покупателя.
Резюмируем. Не в каждой ситуации покупатель сможет избежать оплаты за испорченный товар. Кроме этого вернемся к осведомленности сотрудников торговых предприятий о ситуациях, когда повредили товар в магазине. Скорей всего, большинство знает их поверхностно и будет стараться получить возмещение со стороны покупателя, даже если тот и не будет виноват. Что делать в таком случае покупателю.
Если случайно повредили товар в магазине
Если случайно повредили товар в магазине, и администрация магазина требует от Вас оплатить испорченный товар, то потребуйте предоставить книгу жалоб и предложений. В ней оставьте подробное описание случившегося с указанием деталей, имеющих непосредственное отношение к вашей невиновности. Желательно, на случай дальнейшего разбирательства, чтобы у Вас также были свидетели произошедшего. Кроме этого потребуйте от руководства магазина составить акт о порче товара, в котором еще раз изложите свои доказательства о причине повреждения товара: например, ширина прохода не позволяла пройти не зацепив товар, или в магазине был мокрый пол, и отсутствовали предупреждающие таблички. Так же зафиксируйте, что отказываетесь оплачивать стоимость испорченного товара. А в случае, если администрация считает иначе, то в их праве потребовать возмещения через судебное разбирательство.
В дополнение к составлению акта
Для составления акта о порче товара потребуются ваши паспортные данные. Однако ни при каких обстоятельствах Вы не обязаны передавать Ваши документы сотрудникам магазина или охране. Требовать предоставить документы могут только сотрудники милиции. Поэтому при составление акта просто продиктуйте Ваши данные, не передавая его из своих рук.
Другим неприятным развитием ситуации может стать, если охрана магазина откажется позволить Вам покинуть торговое помещение до тех пора пока не будет возмещен ущерб. На самом деле это входит в круг обязанностей, ведь, по их мнению, Вы причинили ущерб. Но все действия должны быть в рамках закона. Со стороны службы охраны не допустимо применять силу, оскорблять и уж тем более угрожать. Если это имеет место, то сотруднику охраны необходимо напомнить о существовании статьи 203 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), которая предусматривает наказание в виде крупного штрафа, а если было допущено применение насилия или с угроза его применения, то наказание может быть значительно суровее — лишения свободы на срок до семи лет.
Сотрудник охраны должен действовать аккуратно, при этом избегая угроз и применения насилия в Ваш адрес. С Вашей стороны, если случайно повредили товар в магазине, будет правильным сообщить сотруднику, что готовы возместить причиненный магазину ущерб, но только после того как Ваша вина будет доказана судом.
Таким образом, уважаемые читатели, не во всех ситуациях покупатель может отказаться компенсировать ущерб магазину. Важную роль играют обстоятельства, при которых произошла порча товара, а также наличие непосредственной вины посетителя магазина. Поэтому, совершая покупки товаров в магазине, будьте внимательны. Если Вы разобьете банку спиртного по своей вине, Вам придется оплатить испорченный товар. Но если же в произошедшем усматривается вина магазина, то компенсировать ущерб Вы не обязаны.
Спасибо за внимание и удачных Вам покупок.
С Вами была Ваша