Единая методика расчета по ОСАГО: обновление 2021

Доброго времени суток! В этой статье поговорим об уже принятых нововведениях в сфере обязательной автогражданки. О том, с чем в настоящий момент имеет дело каждый водитель, попавший в ДТП — Единая методика расчета по ОСАГО.

Начнем с предыстории. Как уже говорилось в статье, посвященной расчету суммы страхового возмещения по ДТП, само определение суммы страхового возмещения строится, вернее будет сказать строилось, на старой Единой методике Центрального Банка, разработанной еще в 2014 году. Иначе говоря, на Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П “О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства”. Но вот настал час, и ветер перемен подул в эту сторону.

До этого времени сама Единая методика расчета по ОСАГО не подвергалась никаким изменениям. И вот Центральный Банк решил обновить данное положение. Само положение датировано 4 марта 2021 года № 755-П и уже опубликовано в правовых системах.  В данной статье обозначим основные изменения, которые несет в себе Новая Единая методика по ОСАГОа.

Новая Единая методика по ОСАГО — причины изменений

Начнем пожалуй с самого главного. Как мы уже писали ранее, основной причиной мизерных выплат по ОСАГО являются цены на запасные части и детали, содержащиеся в справочниках РСА. Именно в них кроется причина всех недовольств, связанных с выплатами ОСАГО. Но перед тем как перейти непосредственно к изменениям, напомним по какой формуле происходит расчет размера расходов на восстановительный ремонт:

СВР (стоимость восстановительного ремонта)= Р(Р) расходы на проведение работ+Р(М) расходы на материалы + Р(ЗЧ) расходы на запасные части

Если с расходами на проведение работ и расходами на материалы все понятно. И, зачастую, цены на них не вызывают споров. То с расходами на запасные части связаны самые частые претензии в адрес страховых компаний. На этом моменте давайте обратим внимание на саму формулу расчета данных расходов.

Единая методика расчета по ОСАГО - формула расчета на запасные части
Формула расчета расходов на запасные части

Из этой формулы нам интересна стоимость детали

Единая методика расчета по ОСАГО - обозначение стоимости детали

Из пункта 3.6.5 Положения следует следующее — определение стоимости запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), должна осуществляться путем применения справочника средней стоимости запасных частей. Данный справочник формируется и утверждается в порядке, предусмотренном главой 6 Положения.

То есть, для нас как для водителей, имеет значение цена детали, которая занесена в справочник. Теперь мы можем перейти непосредственно к изменениям.

Новая Единая методика по ОСАГО 2021 — основные изменения

Во-первых, изменению подвергся порядок формирования и утверждения тех самых злополучных справочников средней стоимости запасных частей. Отметим, что в справочник также включены данные о стоимости материалов и нормо-часов работ. Судя по документу, эти данные рассчитываются для каждого конкретного региона РФ.

Здесь стоит обратить внимание на пункт 6.2.1.6 - "Процедура формирования региональных коэффициентов по каждой из марок транспортных средств". Если сравнивать два документа, то в настоящее время такие данные определяется с учетом экономического региона, что не является объективным. Согласитесь, что цены в Томской и Ростовской области могут существенно отличаться. В добавок, теперь при формировании региональных  коэффициентов будут учитываться цены в интернет магазинах.

По каждой из марок транспортных средств профессиональное объединение страховщиков формирует перечень оригинальных запасных частей, необходимый для расчета регионального коэффициента. Данный перечень формируется на основании статистических данных о наиболее часто повреждаемых запасных частях.

По каждой запасной части из указанного перечня выбираются цены не менее чем в пяти интернет-магазинах.

Новая Единая методика по ОСАГО - Старая привязка была направлена на экономические зоны
Старая привязка была направлена на экономические зоны

Как уже было указано выше, подробное содержание процесса формирования справочников раскрывается в главе 6 Положения. Здесь имеет значение пункт 6.2.1.5 данной главы. Он в свою очередь разъясняет процедуру по формированию базовой стоимости запасной части. Ведь от стоимости конкретной детали зависит, хватит ли автовладельцу страховой выплаты для осуществления ремонта. Приведем основные тезисы, которые нас заинтересовали.

Во-первых, процедура формирования базовой стоимости запасной части будет включать в себя формирования перечня цен на оригинальные запасные части.

Во-вторых, будет формироваться перечень цен на сертифицированные запасные части, являющиеся взаимозаменяемыми с указанными оригинальными запасными частями.

В третьих, из указанного перечня будут исключены цены на сертифицированные запасные части заведомо низкого качества. Это запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов от минимальной цены на оригинальную запасную часть.

В прошлой статье мы как раз приводили пример такой разницы в ценах. Когда задняя дверь багажника автомобиля по справочникам стоила 29 тысяч. По факту цена в магазине на такую деталь была более шестидесяти тысяч рублей.

Новая Единая методика по ОСАГО: что еще нового

В добавление к изменениям в процедуре формирования справочников отметим, что справочники теперь актуализируются раз в три месяца. В прошлом такая актуализация проходила раз в полгода. Это, по мнению многих, создавало неопределенность в поддержании актуальности цен. Еще одним плюсом является то, что перед утверждением новая версия справочников будет проходить через общественное обсуждение на сайте РСА. Принять участие в обсуждении сможет неограниченный круг лиц.

Впрочем, это не единственное направление в изменениях. Кроме указанных выше изменений, стоит отметить, что новая Единая методика содержит уточненный порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля (Глава 5).

Также обновленная единая методика содержит правила идентификации транспортного средства, представленного на осмотр (Глава 2). Данные правила тесно соприкасаются с процедурой осмотра автомобиля.

Единая методика расчета по ОСАГО — подводим итог

cherehapa

В завершении следует упомянуть, что новое положение вступило в силу с 20 сентября 2021. Оно заменило аналогичный документ, существующий с 2014 года. И применяется для определения расходов на ремонт транспортных средств в связи с ДТП, имевшими место после указанной даты.

Само собой, такие изменения это только верхушка айсберга. А на практике результат таких преобразований будет виден по прошествии нескольких лет после вступления документа в в законную силу. И еще один момент. Даже с учетом таких изменений не думаем, что страховые выплаты серьезно вырастут. Однако, хочется все-таки выразить надежду на то, что эти начальные изменения в итоге принесут больше пользы для потребителя финансовых услуг, как того и требует первоначальное назначение Закона об ОСАГО.

Как говорится, будем верить и надеяться. А мы в свою очередь желаем Вам удачи и безаварийной езды.

С Вами была Ваша

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x