Если нарушить пункт 10.1 ПДД РФ. Нарушение ПДД РФ

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Не так давно мы рассказывали о ДТП, причиной которого явилось плохое состояние дороги. В той статье мы упомянули самый, по мнению многих, коварный пункт правил дорожного движения. Это пункт 10.1 ПДД РФ. Отметим, что водители не предают этому пункту особого значения. А все потому, что ГИБДД не так пристально следит за его соблюдением. Проблемы, как правило, начинаются после дорожно-транспортного происшествия. Какие?! Узнаете далее.

Вы поймете, что под вполне обычной формулировкой скрывается очень важная составляющая безопасности на дороге. Давайте рассмотрим этот пункт более подробно, чтобы быть готовыми к возможным последствиям, если нарушить пункт 10.1 ПДД РФ.

Если нарушить пункт 10.1 ПДД РФ

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Под указанной выше вполне безобидной формулировкой могут скрываться очень серьезные последствия. И это не денежный штраф, как многие могут подумать. Напротив, наказание за нарушение ПДД, связанное с этим пунктом, не предусмотрено. И все же, отсутствие наказания — это не повод игнорировать требования ПДД РФ.

Исходя из логики действия пункта 10.1, ответственность за его соблюдение наступает только при возникновении ДТП. То есть, пока нет аварии, считается, что скорость и меры, принимаемые водителем во время движения, соответствуют требованиям безопасности на дороге. Самым важным моментом здесь является возможность обвинить водителя, который, на первый взгляд, не является виновником ДТП.

Нарушение пункта 10.1 ПДД — пример

Самым частым примером ДТП, когда водителя могут обвинить в несоблюдении указанного пункта — это наезд на яму. Однако, встречаются ситуации, когда в ДТП участвуют два и более транспортных средства.

Нарушение пункта 10.1 ПДД
Нарушение пункта 10.1 ПДД — ситуация

Нарушение пункта 10.1 ПДД может сопровождаться разными ситуациями, начиная с перестроением перед светофорами и заканчивая заездами на прилегающие территории. Также в виде примера можно привести ситуации, когда один из водителей в попытке уйти от столкновения наносит ущерб другим участникам движения. Не стоит забывать и о ДТП с пешеходами.

Иначе говоря, пункт 10.1 ПДД РФ настолько универсален, что, при желании, его можно применить к любому ДТП. В этом состоит его основное коварство. Причем виновником в аварии, как было упомянуто выше, может быть признан водитель, который, на первый взгляд, им не является.

Оценка ситуации со стороны ГИБДД

Давайте теперь уделим внимание моменту оценки ситуации со стороны ГИБДД: какие действия принимаются сотрудниками для анализа и получения выводов из сложившейся ситуации.

Расследование обстоятельств происходит путем сбора материала, который касается следующих моментов.

  • Первое на что обращают внимание инспектора это скорость движения транспортного средства. При этом особое внимание уделяется зоне видимости, погодным условиям, состоянию дорожного покрытия, предупреждающим знакам и знакам ограничения скорости.
Важно помнить! В таких случаях даже малейшее превышение скорости будет трактоваться не в пользу водителя. Например, если в городе имеется порог в 20км, за который штраф не предусмотрен, то в случае ДТП, превышение скорости более 70 км/ч будет свидетельствовать против автомобилиста.
  • Далее устанавливают момент обнаружения опасности, место нахождение транспортных средств и определяют расстояние до точки столкновения.
  • Следующий момент — длина тормозного пути, которая зависит от реакции водителя, наличии исправной тормозной системы, условий обзора и т. д.

Все эти обстоятельства преследуют одну цель — определить была ли у водителя возможность предотвратить ДТП. Полагаем, что Вы догадываетесь, какие последствия могут ждать водителя в случае если будет выявлено нарушение пункта 10.1 ПДД. Однако, это удается установить не всегда и зачастую материалы дела направляются в суд для установления вины за нарушение ПДД РФ. Суд же в свою очередь может назначить соответствующую экспертизу.

В качестве примера — оценка суда, если нарушить пункт 10.1 ПДД РФ. ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 25 мая 2022 г. N 88-11195/2022

«В обоснование заявленных требований истец указал, что 16 ноября 2018 года между ним и СК «Сервис-Резерв» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). 27 мая 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) с участием автомобиля КАМАЗ 6520-43 под управлением К.А., и автомобиля Mercedes-Benz 1840, под управлением Г. Сотрудниками ГИБДД была установлена обоюдная вина водителей, Г. нарушил пункт 10.1 ПДД РФ, К.А. — пункт 8.1 ПДД РФ. …..

Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза с целью определения степени вины каждого из участников ДТП, определения размера стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, доаварийной стоимости, стоимости годных остатков, производство которой поручено ООО «Альтернатива».

Согласно экспертному заключению ООО «Альтернатива» N 7834 от 31 марта 2021 года в обстоятельствах ДТП водитель автомобиля КАМАЗ 6520-43 должен был действовать в соответствии с пунктом 8.1 ПДД РФ.

Водитель автомобиля Mercedes-Benz 1840 в составе автопоезда должен был действовать в соответствии с требованиями части 1 пункта 10.1, пункта 10.3 ПДД РФ и дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости».

С технической точки зрения, действия водителя автомобиля Mercedes-Benz 1840 в составе автопоезда не соответствовали предъявляемым к ним требованиям пунктов 10.1, 10.3 ПДД РФ и дорожного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Повреждения автомобиля Mercedes-Benz 1840, зафиксированные в акте осмотра транспортного средства N 2731 от 17 октября 2019 года (ГК «РАНЭ») и акте осмотра транспортного средства от 14 ноября 2019 года (ООО «Центр судебной экспертизы»), могли быть образованы в результате взаимодействия с автомобилем КАМАЗ 6520-43 при обстоятельствах, имевших место при ДТП от 27 мая 2019 года ДТП.

Пункт 10.1 ПДД для водителя

Пункт 10.1 ПДД РФ для водителя

Но это только одна сторона медали. Для нас, как участников движения, прежде всего играет роль, как быть нам. Пункт 10.1 ПДД для водителя может оказаться настоящим капканом, в том числе и для опытных автомобилистов. Поэтому, если инспектор фиксирует подобное нарушение ПДД, стоит сразу принять меры для того, чтобы в последствии не стать виновником ДТП. Причем запись регистратора и показания свидетелей будут играть не последнюю роль.

Но в первую очередь это касается объяснений, которые дают водители после аварии. Нужно учитывать, что сказанное Вами может быть использовано против Вас. Поэтому очень внимательно отнеситесь к этому моменту. Для этого многие указывают в пояснении следующую формулировку: «ПДД РФ не нарушал, двигался с разрешенной скоростью….» А далее раскрывают обстоятельства ДТП.

Другая часть водителей просит юридической помощи для грамотного составления объяснений. Это позволяет не навредить себе в дальнейшем. Для этого в пояснении водитель должен указать, что нарушением не согласен и нуждается в помощи правозащитника. Как вариант, можно заявить соответствующее ходатайство в письменном виде, сославшись на статьи 24.4 и 25.5 КоАП РФ. Большое внимание при написании объяснений уделяется моменту, когда водитель имел возможность обнаружить опасность и какие меры были приняты для того, чтобы избежать столкновения. Давая пояснения, имейте это в виду.

Как раз с мерами, принимаемыми водителями для предотвращения ДТП связано много споров в суде. Стоит отметить следующий момент. Большая часть юристов считает, что Пункт 10.1 ПДД РФ фактически запрещает маневрирование. Это очень важно, так как соотносится напрямую с судебной практикой. При этом суды неохотно обращаются к пункту 2.7 КоАП РФ — Крайняя необходимость:

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Проблема заключается в том, что когда торможение неэффективно, водитель инстинктивно пытается уйти от удара с помощью того или иного маневра, который, в свою очередь, может привести к дополнительному ущербу и трактоваться, как нарушение ПДД. Поэтому среди сотрудников ГИБДД, как и среди обычных автовладельцев, многие могут сказать: «В первую очередь нужно тормозить, а если тормоз не помогает выход один — столкновение с виновником, иначе сделают виноватым».

А как считаете Вы, уважаемые читатели, является ли правильным такой подход?

В любом случае самым действенным способом избежать описанной ситуации остается соблюдение правил дорожного движения и постоянный контроль над ситуацией во время пути.

На этом все. Спасибо за внимание и удачи Вам на дороге!

С Вами была Ваша

Сайт Перестраховка - Блог Перестраховка -эмблема

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x